gototop

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

Главная страница Сотруднику Методическая служба
Главная
Сведения об образовательной организации
Абитуриенту
Студенту
Сотруднику
Родителям
Ресурсный центр
Противодействие коррупции
Бесплатная юридическая помощь
Комплексная безопасность
Электронная библиотека
Полезные ссылки
Фотоальбом
Видеоматериалы
Голосование

medal-oo

Поиск по сайту

Голосование

Удобно ли Вам пользоваться сайтом?
 


Методическая служба

• План работы по осуществлению мониторинга за пед. деятельностью педагогов с последующим анализом

• Комплексно-целевая программа методической учебы педагогов на 2017-2018 учебный год

• Организация методического сопровождения педагогов в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога СПО

• Положение о методической службе

• Программа внедрения Профессионального стандарта педагога

• Программа реализации требований ФГОС в 2017-2018 гг. с учетом требований организации доступной образовательной среды

ССЫЛКА НА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ



Методическое сопровождение
14.03.2012 04:45

 Сегодня в условиях неоднозначности и неоднородности парадигм образования, множественности концепций, разнообразия образовательных систем, инновационных технологий, практик очень трудно регламентировать деятельность педагогов. Кроме того, их труд всегда носит творческий характер. О том, что педагог живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

Достижение новых целей образования, обозначенных в Законе «Об образовании» и Концепции модернизации российского образования возможно только с учётом новых приоритетов, одним из которых является формирование социально-компетентной личности. Методологическую основу деятельности ОУ составляют идеи  выдающихся педагогов - К.Д. Ушинского, В.С. Соловьева, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, В.П. Беспалько, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, М.М. Поташника; идеи педагогических технологий, основанных на личностной ориентации, активизации и интенсификации деятельности учащихся (Л.В. Занков, Н.А. Зайцев, Е.И. Пассов, Д. Дьюи, Инге Унт, Е.А. Ямбург).

В качестве конкретных путей достижения целей предлагается  изменение не только содержания образования, но  и кадровой политики, основным направлением которой является методическая служба ОУ. Структура методической службы  носит системный  характер и представляет следующие приоритетные направления:

-        обеспечение управления образовательным процессом в ОУ;

-        обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагога;

-        информационное обеспечение образовательного процесса;

-        обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;

-        обеспечение самостоятельной работы по дисциплинам;

-        обеспечение контрольно - аналитической экспертизы.

Направляющим центром является методический совет, где обсуждаются следующие вопросы: организация работы с обучающимися и их адаптация  к новым условиям, совершенствование педагогического мастерства, проблемы и перспективы профильного и предпрофильного обучения, внесение изменений в локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ, внедрение ФГОС, новые документы в образовательной политике государства  и т.д. На заседаниях МС вырабатываются предложения, которые затем претворяются в жизнь методическими объединениями и творческими группами педагогов.

В ОУ функционируют 5 МО: строительного профиля, энергетического профиля. швейного профиля, классных руководителей и воспитателей. Каждое МО работает над своей темой, которая напрямую связана с единой методической темой техникума под руководством председателей МО. Правильное определение темы и задач способствует правильному выбору содержания и форм организации деятельности объединений. Именно через МО осуществляется основная кадровая (научно-методическая и организационная) работа в коллективе.

Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым структурным звеном, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, прав и обязанности.

Образовательная среда является определяющим аспектом в проявлении творческого потенциала педагогов через реализацию инновационных программ в системе профессионального образования. Для организованного методического сопровождения инновационного процесса в деятельности педагогов, необходимо изучение условий образовательной среды, являющейся основой инновационной деятельности.

Таким образом, методическое сопровождение инновационного процесса педагогов в учреждении среднего профессионального образования организовано при соблюдении следующих аспектов: изучение инновационного потенциала личности педагога; анализ условий образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования. Мониторинг педагогической деятельности способствует изучению потенциала педагогов к организации и внедрения инновационной деятельности. Любая инновационная деятельность нуждается в управлении и организованном методическом сопровождении.

При этом основными функциями методической службы являются:

  1. Экспертиза инноваций или экспериментов в образовании. Понимается как деятельность, ориентированная на понимание, прояснение, помощь в осознании, выявление скрытых возможностей и ресурсов, необходимых для осуществления намеченных изменений, определение проблем и способов их разрешения. Основные функции экспертизы:  аналитическая,  проектировочная,  развивающая,  оценочная,   консультационная,  рефлексивная,  мониторинг инновационных процессов.

Последнюю функцию экспертизы можно выделить в самостоятельную функцию методической службы.

  1. Мониторинг - это постоянное отслеживание хода работ (в рамках проекта, программы или организации) для сравнения текущего состояния дел с планом. Мониторинг включает постоянный сбор информации о ходе работы, своего рода «сканирование» ситуации, чтобы вовремя уловить затруднения, сбои, проблемы и вместе с коллективом эффективно их разрешать.
  2. Оценка качества образования – оценка эффективности всех образовательных процессов направленных на достижение новых образовательных результатов соответствующих новым потребностям общества.
  3. Выявление и анализ проблем связанных с осуществлением инновационной деятельности. Определение направлений и способов их разрешения.

На протяжении многих лет в ОУ создаётся образовательная среда, в которой одни педагоги получают необходимый им передовой опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального потенциала. Координирующим звеном в деятельности методической службы является комплексно-целевая программа методической учёбы педагогов, которая объединяет коллективные и индивидуальные формы работы. Цель - непрерывное развитие творческого потенциала педагогов. Этому способствуют разнообразные формы методической учёбы. Основу обновления содержания методической  учёбы педагогов составляет технология «Обучение действием» через различные формы (дискуссия, деловые, ролевые игры, мозговой штурм, обсуждение открытых уроков, обсуждение и оценка вариативной части УП, экспертиза рабочих программ). Это обусловило совершенствование информационной культуры техникума, развитие профессиональной компетентности педагогов, а именно: познавательной, коммуникативной, проектировочной и адаптивной компетенций.

Наиболее эффективными из них, проверенными практикой следует считать следующее:

-        методическое объединение;

-        работа над методической темой;

-        творческая  группа;

-        методический инструктаж;

-        семинар-практикум;

-        курсовая переподготовка;

-        открытые уроки;

-        наставничество;

-        творческий отчёт в ходе аттестации;

-        тематические педагогические советы;

-        методические выставки (в процессе аттестации);

-        педагогические чтения;

-        публикация методических материалов в СМИ.

Повышению квалификации педагогов способствует процедура аттестации. В техникуме создана система работы с педагогами в межаттестационный период, которая включает в себя два направления: внешнюю оценку деятельности педагога и его самооценку (ежегодное заполнение педагогами диагностической карты, создание «Портфолио»).

Информационному обеспечению образовательного процесса традиционно придаётся большое значение в организации методической работы. Методические оперативки, ознакомление педагогов с новинками методической и педагогической литературы, создание банка информационных материалов, подбор справочной литературы, подписка на журналы  - всё это способствует обновлению образовательного процесса техникума.

С 2008 года в ОУ действует информационно-методический центр, Целью деятельности ИМЦ является создание информационных, методических, профессионально педагогических, экспертных условий оптимального функционирования и развития ОУ.

 

Функции ИМЦ

1. Информационно-аналитическая – анализ состояния и тенденций развития ОУ. Информирование о новых достижениях в области теории и практики НПО и СПО (прежде всего по вопросам методического характера), о вновь вводимых нормативно-правовых документах. Регулирование потоков в информации между КУТС И ЖКХ - ПРЦ – РРЦ – ИРО-, библиотека, Интернет- ресурсы, социальные партнёры.

Формирование банков данных:

- программно-методическое обеспечение ОПОП;

- учебно-материального обеспечения ОПОП;

- комплектов учебно-программной документации;

- кадрового обеспечения;

- методических рекомендаций;

- педагогических проектов;

- аттестация педагогов.

2. Организационная – организация различных форм профессионального общения профессионально-педагогических работников, исследований, экспериментальной работы. Организация процессов: аттестации, лицензирования, аккредитации.

3. Методическая – информирование о методическом обеспечении развития НПО и СПО, организация работы по подготовке различных методических рекомендаций, разработок, материалов, развитие методической компетентности ППР, экспертиза методического обеспечения в ОУ. Реализация системы методической учёбы в ОУ.

4. Образовательная – повышение квалификации ППР через различные формы профессионального общения ППР, через образовательные программы (далее – ДОП), семинары, консультации и т.д.

3.5. Экспертная – экспертиза состояний и процессов в сфере НПО и СПО, экспертиза в рамках осуществления основных направлений деятельности. Экспертиза учебно-программной документации (далее - УПД), аттестации учащихся.

Экспертная деятельность в процессах аттестации ППР и ОУ, в лицензировании, в инспекционных проверках и т.д.

Основные направления деятельности

1. Маркетинговое.

-        Исследование и формирование образовательных потребностей педагогов.

-        Анализ рынка труда, тенденций его изменений, запросов (количественных и качественных) работодателей.

-        Анализ рынка образовательных услуг, оптимизация спектра образовательных программ по НПО и СПО.

-        Маркетинговый анализ возможностей и условий ОУ в реализации ОПОП.

-        Развитие различных форм социального партнерства субъектов, заинтересованных в развитии ОУ.

2. Развитие содержания образования.

-        Анализ состояния и мониторинг содержания образования.

-        Формирование информационного банка по наличию программно-методического обеспечения по реализуемым в ОУ ОПОП.

-        Организация инновационной деятельности в ОУ.

-        Экспертиза ОПОП, согласование учебных планов на соответствие требованиям ФГОС.

-        Разработка методических рекомендаций по ОПОП.

3. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников как условие реализации ГОС НПО и повышения качества образования.

-        Выявление и формирование образовательных потребностей у различных категорий ППР.

-        Осуществление образовательной деятельности.

-        Аттестация педагогов как механизм развития их проф. компетентности.

4. Аттестация учащихся как механизм выявления и развития качества образования.

-        Создание информационного банка по аттестации обучающихся.

-        Методическое руководство формированием фонда оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

-        Разработка методических рекомендаций по аттестации обучающихся.

-        Экспертиза  организации, содержания и результатов аттестации обучающихся в ОУ и формирование предложений по ее совершенствованию.

-        Развитие творчества обучающихся (конференции, конкурсы, олимпиады, фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и др.)

Безусловно, приоритетным направлением в организации методической работы педагогов является обеспечение самостоятельной  работы по дисциплине. Цель: создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся через различные формы. Привычными стали такие традиционные формы, как предметные недели, олимпиады, праздники, конкурсы. Постепенно осваиваются технологии сетевых, научно- исследовательских проектов, кружковая работа, ведётся работа формированию общих и профессиональных компетенций с использованием ИКТ. 100% педагогов ОУ владеют компьютерной грамотностью.

Без серьёзного, глубокого анализа систему работы не построить. Поэтому обеспечению контрольно-аналитической экспертизы образовательного процесса придаётся большое значение. Направления контроля организации методической работы педагога:

-        состояние и результативность МР;

-        эффективность управления МР;

-        уровень профессиональной компетентности педагога;

-        состояние и эффективность инновационной работы;

-        создание материальной базы учебных кабинетов и мастерских.

Мониторинг осуществляется на основании таблицы диагностического минимума деятельности педагога.

Педагогический мониторинг не является делом только администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива участвую руководители МО, сами педагоги.

К факторам, обеспечивающим эффективные методические условия для организации образовательного процесса, направленного на создание образовательной среды, способствующей формированию социально-компетентной личности, можно отнести следующее:

-        благоприятный психологический климат;

-        поощрение творческой и инновационной деятельности педагогов;

-        учёт индивидуальных особенностей членов коллектива;

-        систематическое информирование коллектива о состоянии образовательного процесса;

-        осознание педагогами целей профессионального роста;

-        разработка чётких критериев оценки деятельности педагога;

-        объективная оценка труда педагога (стимулирование и поощрение деятельности педагогов);

-        диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер контроля;

-        коллегиальное планирование и выработка решений.

Эффективная  методическая работа является основой формирования высокопрофессионального творческого коллектива единомышленников, осознанно понимающих и принимающих проблемы ОУ, цели и задачи, стратегию и  тактику в обучении и воспитании обучающихся.

Стимулирование является мощнейшим средством профессионального развития педагогического коллектива.  Сложившаяся в ОУ система стимулирования включает в себя моральное и материальное поощрение.

Для стимулирования работы педагогов администрацией ОУ практикуется следующее:

-        направление на переподготовку с получением второго высшего образования;

-        предоставление возможности вести дополнительные платные услуги;

-        помощь в обобщении опыта и подготовке публикаций к печати;

-        привлечение к работе в органы, решающие важные проблемы коллектива;

-        возможность выбора учебной нагрузки;

-        предоставление творческого отпуска в каникулы;

-        организация экскурсий и различных досуговых мероприятий для педагогов.

Система материального поощрения, закрепленная Положением о распределении стимулирующей части ФОТ, предоставляет широкие возможности отмечать творчески и результативно работающих педагогов.

Следующие показатели деятельности ОУ позволяют свидетельствовать, что методическая работа успешна, продуктивна и оптимальна:

-        рост удовлетворенности всех участников образовательного процесса деятельностью ОУ;

-        заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

-        положительная динамика в качестве обучения и воспитания обучающихся;

-        достаточно высокий уровень профессиональной деятельности педагогов;

-        своевременное оперативное распространение актуального педагогического опыта;

-        постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;

-        оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.

Индивидуальная методическая работа с молодыми специалистами способствует их активному  участию в жизни КУТС и ЖКХ.

В результате организации эффективной методической работы и реализации кадровой политики сложился стабильный, творческий педагогический коллектив с хорошим профессиональным уровнем.

На 01.01.2012 года количество аттестованных педагогов составляет 90,8% от общего количества. ВКК-11.62%, первая и вторая- 79,18%.

Определяя перспективу развития методической службы образовательного учреждения, следует сказать, что она диктуется грядущими переменами в Российском образовании. Следовательно, целью методической работы следует считать организацию методического сопровождения инновационных преобразований. Необходимо найти ответы на такие важные вопросы, как:

-        Каков уровень готовности педагогов к реализации ФГОС?

-        Как помочь педагогу "войти" в новый стандарт профессионального образования?

-        Информационная среда, как важнейший компонент новой системы образования.

Главное в методическом сопровождении - оказание реальной, действенной помощи педагогу.

Основные задачи методического сопровождения:

-        Обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.

-        Систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики.

-        Стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.

-        Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении.

-        Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

Обновлено 05.01.2018 09:12